Наличие компактного запасного колеса, или «докатки», в багажнике создает иллюзию готовности к проколу шины. Однако это решение, экономящее место, таит в себе несколько неочевидных проблем, о которых лучше знать заранее.
Несовместимость крепежных болтов
Одна из частых проблем - это несоответствие крепежа. Современные автомобили часто комплектуются литыми дисками, которые толще стандартных стальных. Для их установки требуются длинные болты. «Докатка» же, как правило, представляет собой тонкий стальной диск, для которого нужны более короткие болты.
Хотя производители могут прилагать специальный комплект болтов для докатки, они часто теряются. В результате, столкнувшись с проколом, водитель обнаруживает, что установить запаску невозможно. При покупке подержанного автомобиля обязательно проверяйте наличие этого крепежа.
Конфликт размеров и сбой электроники
Многие автовладельцы устанавливают диски большего диаметра, чем рекомендовано производителем. При этом «докатка» остается штатного, меньшего размера. Установка такого колеса приводит к тому, что оно вращается с другой скоростью, чем остальные.
Это расхождение может ввести в заблуждение электронные системы автомобиля. Системы стабилизации (ESP) и антиблокировочная система (ABS) могут расценить разницу скоростей как пробуксовку или занос, что приводит к неадекватному срабатыванию и ухудшению управляемости.
Правила установки: только на заднюю ось
Вопреки логике, «докатку» нельзя просто ставить на место пробитого колеса. Ее следует устанавливать только на заднюю ось, особенно на переднеприводных автомобилях.
Причина в безопасности: передние колеса отвечают за управление и основное тормозное усилие. Установка неполноценного колеса вперед может серьезно ухудшить управляемость. Если прокол случился спереди, необходимо выполнить двойную замену: исправное заднее колесо переставить вперед, а на его место установить «докатку».
Ограничения по скорости и дистанции
«Докатка» - это временное решение, чтобы добраться до шиномонтажа.
Существуют строгие ограничения:
- Скорость: Не более 80 км/ч
- Дистанция: Обычно до 80–100 км
Превышение этих лимитов может привести к разрушению шины. Кроме того, «докатка» имеет слабое сцепление с дорогой, особенно в дождь или снег, и требует повышенной осторожности при вождении.
Рекомендации по обслуживанию
Чтобы избежать неприятностей, регулярно проверяйте давление в запаске. Оно должно быть значительно выше, чем в обычных шинах, примерно 4 атмосферы, так как со временем воздух уходит. Также стоит заранее убедиться в наличии всех необходимых инструментов для замены колеса.